Сноудену давали сходу покинуть аэропорт в обмен на согласие сотрудничать с ФСБ, но он отказался, утверждает в кинофильме журналист из WikiLeaks Сара Харрисон, которая сопровождала Сноудена на пути в Гонконг и была с ним в транзитной зоне Шереметьева.
Создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, участвовавший в обсуждении кинофильма в Москве по видеосвязи из посольства Эквадора в Британии, заявил, что Россия не давила на Сноудена, а обратилась к нему «очень формальным образом». Ассанж также заявил, что ФСБ, вероятнее всего, пошла бы на те же меры, что и Агентство государственной сохранности США, если б разоблачитель возник в ее рядах.
В кинофильме также рассказывается, что определяющим моментом для Сноудена стала принужденная высадка в Австрии летевшего из Москвы самолета президента Боливии Эво Моралеса. Прошлый директор АНБ и ЦРУ Майкл Хэйден в кинофильме признает, что это стало конфузом для властей США, который оказался на руку Сноудену и его сторонникам.
Картина «Терминал F», которая ранее уже была представлена в пары западных странах, стала результатом совместного производства датского и германского публичного телевидения. Ее сняли известные в собственных странах документалисты - датчанин Поул-Эрик Хельбут и работающий в Германии американец Джон Гетц.
Показ в Москве организовал госканал Russia Today, представляющий официальную позицию российских властей на пары языках. Кинофильм был благосклонно встречен публикой в пресс-центре МИА «Россия сегодня»: зрители хлопали в ладоши и улюлюкали при виде Джен Псаки и смеялись над иными южноамериканскими чиновниками.
«Терминал F» стал первым фильмом в серии показов под общим заглавием RTDOC. Пока ни один из анонсированных кинофильмов не ведает о ситуации в России: последующей покажут картину, повествующую о бомбардировках Югославии.
Одна история в 2-ух фильмах
Во вторник «Терминал F» покажет один из дочерних каналов RT, специализирующийся на документальных фильмах.
Права на показ этого кинофильма приобрели телеканалы в Австралии, Франции, Германии и всех скандинавских странах. Западная публика реагировала на него по-другому: так, по словам Хельбута, аудиторию во Франции шокировало, что «один телефонный звонок из США может закрыть все воздушное пространство», и эти сцены зал смотрел в полной тиши.
«Терминал F» - уже 2-ой полнометражный документальный кинофильм о Сноудене. В сентябре прошедшего года вышла картина «Гражданин четыре», снятая Лорой Пойтрас - первым журналистом, с которым он вышел на контакт. Эта картина потом получила «Оскар» как наилучший документальный кинофильм.
Пойтрас совместно с журналистом Guardian Гленном Гринвальдом прилетела в Гонконг, где снимала на камеру их дискуссии со Сноуденом в гостинице. Опосля этих встреч Guardian и Washington Post начали публикацию материалов по скрытым документам о масштабной слежке за телефонными дискуссиями и электронной перепиской глобальных фаворитов и рядовых людей, которую ведут южноамериканские спецслужбы.
Как разъясняют создатели «Терминала F», их кинофильм необходимо глядеть вкупе с картиной Пойтрас. Происходившее в Шереметьеве «Гражданин четыре» практически не освещает: опосля сцен в гостинице повествование переносится на месяцы вперед, и зритель лицезреет кадры Сноудена и его девушки Линдси Миллс за приготовлением ужина в их квартире в Москве.
«Можно огласить, что наш кинофильм начинается там, где ее кинофильм заканчивается. Наш кинофильм - о том, как он бежал из Гонконга, как ему удалось добраться до Москвы, и о событиях в мировой политике, которые разворачивались вокруг, пока он находился в аэропорту», - отметил Гетц.
При всем этом в кинофильме есть достойные внимания детали, которые только вскользь упоминаются у Пойтрас: к примеру, как Сноуден складывал подушечки около двери гостиничного номера, чтоб разговор нельзя было подслушать снаружи, скрывался совместно с компом под красноватым покрывалом, чтоб никто не мог узреть пароль, который он вводит, и из-за сработавшей пожарной сигнализации пошевелил мозгами, что это метод обманом вынудить его выйти из номера.
Гетц и Хельбут не говорили со Сноуденом, когда он скрывался в аэропорту (тогда за ним «охотились» 10-ки журналистов, но никто так не сумел взять эксклюзивного интервью). Для иллюстрации тех событий документалисты употребляли кадры реконструкции и архив телеканалов, также интервью с героями данной истории, взятые позднее.
«Заперли меня в России»
В кинофильме журналист Guardian Юэн Макаскилл признается, что желал бы, чтоб его газета больше сделала для собственного источника - оплатила ему счет в гостинице либо купила билет на самолет, но этого не вышло. Из всех ресурсов, с которыми Сноуден сотрудничал, лишь WikiLeaks согласились посодействовать ему с побегом из Гонконга.
Ассанж и его соратники приобрели множество билетов в различные страны мира. На момент вылета в Москву США уже направили в Гонконг запрос на арест Сноудена, но ордер не был выдан сходу: по утверждениям властей автономии, из-за того, что имя Сноудена в документах было указано с ошибкой. Заморочек при прохождении паспортного контроля у Пойтрас и Сноудена не появилось.
Сноуден покинул аэропорт Гонконга с работающим паспортом, но за время полета в Москву южноамериканские власти его аннулировали. Создатели кинофильма уделяют огромное внимание вопросцу, почему это было изготовлено конкретно в этот момент, а не в течение 23 дней, когда он был в Гонконге.
«Они заперли меня на местности страны, чьи дела с Москвой нельзя именовать в особенности дружественными», - отмечает Сноуден в кинофильме.
Ранее он уже открыто говорил о том, что это было изготовлено, чтоб именовать его «русским шпионом». Как сам Сноуден, так и российские власти поочередно отрицают, что он работает на спецслужбы в Москве.
«Российские власти давали Сноудену покинуть аэропорт мгновенно, если б он согласился на сотрудничество с ФСБ, - говорит в кинофильме Харрисон. - Но он ничего не передавал российским спецслужбам и никак не сотрудничал с ними».
Отвечая на вопросцы депутатов Европарламента годом ранее, Сноуден также говорил, что ФСБ обращалась к нему с предложением. Тогда он произнес, что спецслужбы быстро утратили к нему энтузиазм, когда сообразили, что он не взял в Москву никаких скрытых документов, также повсевременно находится в сопровождении журналиста.
Большой конфуз
Кинофильм тщательно останавливается на эпизоде с принужденной высадкой самолета президента Боливии Эво Моралеса в Австрии из-за ошибочного подозрения в том, что на борту мог быть Сноуден. Тогда несколько государств не пропустили самолет через свое воздушное место, предположительно, по требованию США, за что позднее извинились.
На последующий день госдепартамент США признал, что власти страны «контактировали с рядом государств по всему миру, где самолет со Сноуденом мог приземлиться либо даже проходить транзитом».
Как заявил в картине создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, он и его соратники намеренно пробовали запутать южноамериканские власти, в том числе привлекая внимание к полету Моралеса.
Прошлый директор Агентства государственной сохранности и ЦРУ Майкл Хэйден - единственное официальное лицо, согласившееся на интервью для данной картины, - признал, что эпизод с самолетом Моралеса был отвлекающим маневром, который «помог Сноудену укрепиться в виде жертвы».
На утверждение журналистов, что с самолетом вышел большой конфуз, Хэйден ответил с юмором: «Да, но не таковой большой, как когда мы растеряли все секреты».
«Посадка самолета Эво Моралеса отдала осознать, что для Сноудена нет никакой способности покинуть Москву, - объяснил Гетц. - Это значило, что западное воздушное место закрыто, и никакой кандидатуры не было, не считая как бросить его в России».
Присутствовавшая на показе кинофильма посол Боливии в России Мария Луиса Рамос спросила у Ассанжа, собирается ли он принести извинения президенту страны. Основоположник WikiLeaks парировал тем, что вывозить на борту президентского самолета лиц, ищущих укрытия, - всераспространенная практика.
По словам Ассанжа, они разглядывали ряд остальных способностей вывезти Сноудена из России, в том числе президентским самолетом иной страны, который в то время находился в Москве. Ассанж не уточнил, какую страну он имел в виду, но в этот же день Путин встречался с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, а Венесуэла заходила в число государств, куда Сноудена стремились вывезти вначале.
В ФСБ было бы то же самое
В кинофильме «Терминал F» точка зрения американских властей представлена шире, чем в картине «Гражданин четыре». Так, экс-директор АНБ Хэйден заявил в кинофильме, что спецслужбы будут ощущать вред от действий Сноудена еще много лет, так как он раскрыл не сами разведданные, а принцип, по которому их собирают.
«Он показал не ведро воды. Он показал трубопровод, то, как мы эту воду собираем и распространяем, - объяснил Хэйден. - Я вижу в этом высокомерие человека, который поставил свои правовые и этические убеждения выше, чем убеждения его коллег, судов, командования и президента США».
Ассанж заявил, что деяния России по отношению к Сноудену отправляют неплохой сигнал всему миру, но на разоблачителя в собственных рядах Москва оказала бы то же давление, что и США на контрактника АНБ.
«Некоторые люди в США будут в ярости, ежели к Сноудену проявят снисхождение. Общество работников спецслужб остается пострадавшей стороной, которая захотит вернуть для себя контроль. Вышло бы то же самое с агентом ФСБ в таковой ситуации? Естественно, вышло бы. Это естественная природа этого общества. Потому интернациональная система предоставления укрытия так важна», - произнес Ассанж.
По мнению Хельбута, Сноуден соображает, что все для него могло быть еще ужаснее: к примеру, он мог, как Челси Мэннинг, быть приговоренным к 35 годам в одиночной камере.
Как заявил Ассанж, который уже практически три года не выходит из строения посольства, он сам предпочел бы оказаться в той ситуации, в какой живет Сноуден, - с возможностью передвигаться по России и даже выезжать за предел на мероприятия под эгидой ООH. Его пример завлечет «новых сноуденов», считает основоположник WikiLeaks.
«Сам Эдвард Сноуден говорит, что частично был вдохновлен Челси Мэннинг, - отметил Ассанж. - Ежели Челси Мэннинг, невзирая на все свои мучения, смогла стать примером, то очевидно, Эдвард Сноуден, который на свободе в России, поддерживает отличные дела со собственной женщиной и может на публике выступать, чтоб отстаивать свою позицию, будет еще огромным вдохновением».
В августе Сноудену продлили разрешение на пребывание в России еще на три года. Почти все комментаторы, критически настроенные по отношению к нему, считают ироничным тот факт, что боец за свободу оказался в стране, которую часто винят в нарушении прав человека. При всем этом за то время, пока он находится в Москве, напряженность в отношениях России и Запада намного усилилась.
Но, как документалист поведал корреспонденту Би-би-си, нереально осознать, волнует ли это Сноудена и считает ли он, что это подрывает к нему доверие.
«Он не высказывает собственного представления на этот счет. Есть много тем, на которые с ним просто нельзя говорить - к примеру, его женщина, от которой он сбежал, даже ничего ей не сказав. Это запретная территория», - произнес создатель кинофильма, добавив, что Сноуден постоянно ведет себя чрезвычайно сдержанно.
Ольга Слободчикова, Российская служба Би-би-си