Человек, который желал перемен

15 августа исполняется 25 лет со дня смерти Виктора Цоя - фаворита рок-группы «Кино» и, пожалуй, самого культового музыканта в современной России. Он умер в автокатастрофе на 35-м километре трассы «Слока - Талси» в Латвии; по официальной версии, музыкант уснул за рулем, и его кар «Москвич-2141» выехал на встречную полосу и столкнулся с рейсовым «Икарусом».

Цой умер в зените славы. Его песня «Хочу перемен», вошедшая в саундтрек кинофильма Сергея Соловьева «Асса», стала эмблемой горбачевской перестройки - и всей атмосферы 2-ой половины 1980-х. Он снялся в главной роли в кинофильме Рашида Нугманова «Игла» и сыгранный им Моро тоже оказался наиболее чем созвучен времени.

За прошедшие годы был открыт монумент Цою - поклонники музыканта нашлись в Барнауле; в очередной раз (в летнюю пору 2013 года) его фанаты отстояли известную питерскую «Камчатку», котельную, где он работал кочегаром в 80-е и который на данный момент преобразован в клуб-музей. А в 2014-м в Петербурге возник и связанный с Цоем топоним - сквер его имени на пересечении Зверинской улицы и Любанского переулка.

Из воспоминаний Григория Гурьянова (1961−2013)
художника, музыканта группы «Кино»:

-Мы совсем не интересовались политикой. Но песни Виктора так всепригодная вещь, что каждый может отыскать в их что-то себе. К примеру, песня «Перемен!» - это чисто философский трактат без капли политики, написанный еще до реформы Горбачева и никакого дела к ней не имеющий. Другое дело, что мы приберегли ее для кинофильма «Асса»: Витя договорился о этом с Сергеем Соловьевым, потому ее и нет ни в каком альбоме. А опосля кинофильма она стала чуток ли не эмблемой перестройки. В свободе интерпретации как раз и есть краса художественного произведения.

#цой #кино #питер #центр #музыка #воспоминания

Фото размещено Алексей Викторович (@leshavinyl) Авг 15 2015 в 5:21 PDT

Сейчас все считают его своим: и кочегары, и плотники… Молвят, что он был человеком без образования. Не в этом дело.

Самообразование, культурный слой - все это еще важнее диплома из какого-либо русского университета. Витя был только талантлив, он писал умнейшие песни. Все, о чем говорилось меж нами вечерком накануне, могло перевоплотиться с утра в смышленую песню. В школе он изучал германский язык, но мы с ним отправь на курсы британского, и он освоил его прямо на моих очах.

Как-то Виктор собирался написать что-нибудь к большой выставке группы «Новые художники», но ему не хватало времени - так за 5 минут возникла его работа «Картину написать не успел». С одной стороны, это концептуальное искусство, но с иной - это чрезвычайно честно и искренне. На мой взор, Виктор на сто процентов воплотил и собственный актерский талант. Актер - это тот, кто может придумать мистерию, внушительно изобразить другого человека. А с Виктором, по-моему, другая история.

Вот, к примеру, Брюс Ли во всех собственных фильмах - Брюс Ли. И с Виктором то же самое.

В отличие от него я мог дозволить для себя никогда и нигде не работать, у меня же не было таковой жены-стервы. (Смеется.) Эта квартира-клетушка в спальном районе, где кроме супруги жили еще ее мать и бабушка, - как там можно было находиться? Нужно же было кое-где спасаться от всего этого. Ради бегства от бытовухи он и в кочегарке трудился, и у меня какое-то время жил, и в Алма-Ату поехал сниматься в кинофильме «Игла». А позже отправился на съемки «Ассы» в Ялту, где я познакомил его с Наташей Разлоговой: «Витя, здесь таковая девчонка классная!» И все у их сложилось!

Вспоминает Сергей Соловьев
кинорежиссер, постановщик кинофильма «Асса»:

-Витя был чрезвычайно закрытый, чрезвычайно недоверчивый, чрезвычайно неразговорчивый человек. С Витей я достаточно долго и много общался, но полностью ничего так не сообразил. Какой он был, я по-прежнему не знаю. Он был реальный восточный человек. Похож на ацтекскую статую, чрезвычайно загадочную и величавую. Такие статуи ваял Модильяни, и к портрету Анны Андреевны Ахматовой он бы добавил совсем превосходный мужской образ, если б они могли встретиться.

но высочайшая в небе звезда зовет меня в путь #цой #кино #цойжив #спб #SaintP #spb #streetart #art #graffiti

Фото размещено YURA (@yuratzar) Авг 15 2015 в 5:12 PDT

Чем больше я слушаю Цоя (а периодически бывает на то охота), тем больше до меня доходит что-то.

Чем больше до меня доходит и чем больше я слушаю, тем больше я понимаю, что он большой, суровый и неповторимый российский поэт. Музыкальный поэт. Таковой же, пожалуй, как и Мандельштам. С возрастом он становится для меня наименее загадочным, чем был при жизни, но существенно наиболее величавым и огромным, чего же я при его жизни, скажу честно, вообщем не осознавал.

У Вити была странноватая любовь к кино, которая, может быть, и появилась как раз на «Ассе».

Он прогуливался с Рашидом Нугмановым (у меня как раз была тогда казахская мастерская) во ВГИК на занятия, они выдумали и сыграли потрясающую историю по «Отцам и детям» Тургенева, где Витя играл Базарова грандиозно совсем прямо в том виде, в каком постоянно прогуливался: в черном пальто до пят. Они сняли даже некий кинофильм от имени Базарова.

Песен еще не написанных сколько? Скажи,кукушка,пропой... Цой жив! #victortsoy #вікторЦой #Цой #цойжив #викторцой #звездапоименисолнце #группакрови #кино

Фото размещено @alisa.2033 Авг 15 2015 в 4:41 PDT

Ко мне чрезвычайно нередко обращаются, так, как как будто я внучатый племянник Цоя. Я его чрезвычайно не очень-то знал. И он вообщем странноватый юноша. Я не могу огласить, что мы с ним проводили задушевные вечера - ни хрена мы с ним не проводили никаких задушевных вечеров. Он был загадочный кореец с какими-то загадочными письменами в башке, которые из него выхлестывались. Когда он к нам приехал на съемки «Ассы» в Ялту… Я говорю: «Ну чего же ты, ты в конце там нужен». Он отвечал: «Понимаешь, в чем дело, я моря никогда не лицезрел, дай здесь погулять». Я говорю: «Да гуляй сколько хочешь». И он в этом собственном пальто, означает, гулял. Позже ему откуда-то достался драндулет некий, разбитый мотороллер. И вот он в длинноватом пальто стал ездить на этом мотороллере. Милиционеры ко мне подступали и спрашивали: ваш нацмен? Я говорю: да, наш нацмен. Потому все это легенды, что мы совместно предугадывали, как на данный момент начнется перестройка всей нашей жизни. Он там предугадывал, у себя в песнях, я предугадывал у себя.

Вспоминает Борис Гребенщиков
музыкант:

Это неправда, что я открыл Витьку широкой публике. Его не нужно было открывать - он существовал сам по для себя. К тому времени, когда мы с ним случаем встретились в электричке (году в 81−82-м), он уже был состоявшимся музыкантом. Он спел мне пару собственных песен, одна из которых была «Мои друзья идут по жизни маршем». С одной стороны, это абсолютный наив, с иной, - чутьё языка, игра словами и всё остальное выдавали в нём огромного музыканта. Он - абсолютный гений простоты, ясности и искренности. Так, как он, в России никто не писал. Уже тогда, когда он был ещё совершенно юношей, я в один прекрасный момент произнес ему:

Цой! День памяти! 25 лет. #цой #цойжив #Москва #Арбат #moscow #arbat #15августа

Фото размещено Дарена (@dar_ya_ty) Авг 15 2015 в 4:13 PDT

«Мы отодвинемся в тень, а вы будете главной группой России». Он не верил, хохотал - задумывался, что я шучу.

У Витьки с эрудицией было всё в полном порядке. Он не был необразованным корейским мальчуганом из ПТУ. Он как раз-таки был мудрецом. Цой много читал. У меня с ним никогда не было заморочек в разговоре - он был человеком немногословным, но мудрым уже в молодости.

В разговоре с прессой он не обнаруживал свою эрудицию, так как ему это было не надо. Он считал безнравственным демонстрировать её. Витька писал совершенно просто, но практически в каждой песне у него есть фраза, от которой шерсть становится дыбом и прошибает прохладный пот. Я потому и зажёгся, когда услышал в одной из его первых песен: «Мои друзья идут по жизни маршем, и остановки лишь у пивных ларьков». Так как организм ощущает - вот это правда. Это настоящее и, как настоящее, правильно до этого времени. Ежели слушать ту пошлятину, которую гонят сейчас 99% людей, включая самых наилучших, и взять одну песню Цоя, она будет как святая вода. А святая вода постоянно актуальна.

Цой начал писать в русское время, а когда умер, время уже было иным.

Этот изгиб эры прошёл через него. Когда начинали, мы с сиим тоталитарным молохом были во враждебных отношениях. А позже успели узреть, как молох встал на колени и рассыпался. Такие вещи даром не проходят. Такие люди, как Цой, собственный свой конец тоже ощущают. В крайнем альбоме половина песен - прощание.

Я сам несколько раз засыпал за рулём на скорости 120 км/ч. И тоже рано-рано днем. Я тогда ещё не знал, что в таковых вариантах необходимо тормознуть и поспать хотя бы 10 минут, а уже позже ехать далее. Оба раза меня выручало лишь волшебство. У Витьки был маленькой водительский стаж - меньше года. Когда неумелый шофер рано встаёт и садится за руль, постоянно есть опасность… Рано днем охото спать. И он полностью мог уснуть за рулём - хоть какой шофер знает, как это просто.

Apokblog.ru © Театр, кино, музыка. Известные люди.