В интервью «Радиоточке» основоположник 1-го из больших продакшнов «Телемастерская Production House», телерадиоведущий, ведущий мероприятий Серик Акишев сказал о скудности жанров на российских каналах, дедолларизации при заказе «корпоративов» и возвращении шоу «Кто возьмёт миллион?» на экран.
- Серик, вы руководите большой казахстанской телепроизводственной компанией. Для чего вы возвращаетесь на рынок ведущих корпоративных мероприятий? В чем ваш энтузиазм? Это не откат назад?
- Я возвращаюсь как ведущий мероприятий, а не как бизнес-единица. В 2005 году мы с партнером основали ивент-компанию, она работала пару лет и была чрезвычайно успешна. А опосля сосредоточился на телепроизводстве - с 2013 года работает основанная мною «Телемастерская Production House», сам я веду програмку на Kazakh TV и с 2016 года надеюсь возвратиться в качестве неизменного ведущего программы «Жана Кун» - это каждодневный утренний эфир на телеканале «Хабар». В один прекрасный момент я допустил такую ошибку с радио - из-за телика совершенно его бросил, а позже чрезвычайно скучал. На данный момент скучаю по ивентам. Когда ты не делаешь то, что у тебя выходит отлично, и то, что для тебя нравится, то это сказывается на полноте жизни. На данный момент общаюсь с ивент-компаниями, они сетуют на то, что ведущие, группы, коллективы цены именуют в баксах - представим, 3000 баксов. А еще добавляют, дескать, скажите спасибо, что мы новогоднюю надбавку до 5000 баксов не делаем. Что такое 3000 баксов полгода назад и на данный момент? На данный момент это тяжелейшая ошибка считать в баксах.
- Стало ли меньше заказов?
- Да, чрезвычайно все свалилось. Сейчас в месяц до новейшего года заказов всего парочку, в прошлые годы сначала декабря было 6−8 заявок. Но я не делаю чрезвычайно негативных прогнозов. По моим наблюдениям, компании принимают решения о корпоративах на данный момент, тогда как в прошлые годы все планировалось за несколько месяцев. Рынок застыл, ожидает самого крайнего момента. Но в целом, по оценкам коллег, и я с ними согласен, спрос на рынке тех, кто торгует ивент-услугами, свалился на 50 процентов.
- В сам Новейший год вы будете работать?
- Нет. Праздничек буду встречать с семьей - с супругой и дочками. Они на данный момент в таком возрасте, когда им принципиальна любая минутка внимания.
- Вас на данный момент выяснят на улице?
- Да, повсевременно, ведь я в теле- и радиоэфире лицом и голосом находился лет 14. Даже отбивка была на радио: «Если вы включаете утюг, а оттуда вы не слышите его глас, означает что-то не в порядке с сиим утюгом». Меня было очень много. Юная аудитория помнит меня всю жизнь, они дядю Серика по ТВ лицезрели, росли под мои передачи. Капитал репутационный до этого времени продолжает работать. Самый нередкий вопросец, который мне задают и сейчас: «Серик, как попасть в передачу «Кто возьмёт миллион»? Уже лет 8 нет ее в эфире, а люди все спрашивают, как про живую. Это одна из обстоятельств, почему я решил и сам возвратиться на экран, и передачу возродить в 2016 году. Я делаю все для этого.
- Есть какие-то трудности?
- Проект чрезвычайно дорогой в производстве плюс есть еще призовой фонд, который не совершенно подвластен продюсерам: ежели придет человек и выиграет все средства, то придется находить еще. Мне «Кто возьмет миллион?» чрезвычайно нравится. Не так как я его вел. А так как это шоу пропагандирует не тупое, а интеллектуальное телевидение, дает что-то полезное людям. Я за развлекательные, но при всем этом умные передачи. Есть показательный пример южноамериканского телеканала FOX, что обезумевшие рейтинги не постоянно автоматом коррелируются с надлежащими прибылями. У их много трэшевых передач, рейтинги генерятся большие, но большая часть больших рекламодателей туда не прогуливаются. Им не увлекательна аудитория безработных и социально уязвимых слоев населения.
- Этот жанр не изжил себя? Взять такого же долгожителя «Поле чудес» - от него уже песок на зубах поскрипывает. Либо также ранее на российском ТВ воскрешали шоу «Кто желает стать миллионером» и «Угадай мелодию»…
- Нет, не изжил. Я думаю, что все зависит от реализации. Те шоу, которые вы перечислили, у их у всех есть одна изюминка. Лицензирующие партнеры говорили нам, что россияне - единственные, кто чрезвычайно активно меняет правила франшизы. Они как лицензенты имеют право дискуссировать с лицензиаром: будем поменять то и то. Помните, когда «Поле Чудес» вел Влад Листьев либо ранешний Леонид Якубович, тогда участникам хотя бы незначительно мозг было надо включать. Но российские коллеги посчитали, что просто возникновение с пирогами и приветами в студии - это наиболее любопытно зрителю. Ну и рейтинги подтверждают это. По-моему это была ошибка - так они уничтожили энтузиазм платежеспособной аудитории к данной для нас програмке. В случае с «Кто желает стать миллионером» российские коллеги сделали упор на селебрити-эфиры. Шоу в течение 20 лет идет в 90 странах мира, и остается популярным. Там звездные эфиры могут быть раз за месяц либо на праздничек. Таковым образом убивается сама мысль, что игра для обычного зрителя. Ты, конкретно ты, можешь придти в студию и выиграть огромную сумму средств.
- А вы бы сами желали оказаться в кресле участника «Кто возьмёт миллион?»?
- Да, я желал бы взять реванш, но ежели буду ведущим - не получится. Дело в том, что я участвовал в програмке, когда был ведущим SuperStar KZ, шоу тогда вел Евгений Жуманов. Как раз была селебрити-игра, кто-то не пришел, продюсеры бегали в панике, встретили меня - мы как раз в примыкающем павильоне работали. Мне до этого времени постыдно - я, наверняка, единственный участник не то что посреди всех звезд, а вообщем из всех участников, кто не ответил на 1-ый вопросец. Дело было так: на первых 5, так именуемых тупых, вопросцах, ежели ведущий настаивает, чтоб ты взял подсказку - означает, подсказку нужно взять. А я ведь не участвовал в подготовительном инструктаже. Вопросец помню до этого времени: «Какое событие в жизни молодоженов происходит первым? Свадьба, медовый месяц, помолвка, сватовство». Наглядевшись голливудских кинофильмов, отвечаю: «Помолвка». Женя меня 5 раз переспросил: «Серик, вы убеждены?». Я был уверен….
- На каком канале будет шоу?
- Пока тяжело огласить. Мы в стадии переговоров.
- Почему возвращаетесь на ТВ, а не на радио? Либо в новейшую сферу?
- Телевидение мне любопытно и ценно, так как я его исследовал со всех сторон. Я работаю на ТВ с 1997 года, на радио и то на год позднее пришел. У меня есть осознание кадра, света, монтажных действий, редакторских, продюсерских качеств. Жалею, что телевизионным делом не занялся ранее - было надо в 2005 году, тогда, когда я открыл собственный ивент-бизнес. На данный момент я желаю больше работать не только лишь как продюсер, да и ведущий в кадре, так как меня вдохновляют примеры моих коллег Баян Есентаевой и Асель Садвакасовой. Они телепроекты и группы активно продюсируют, и в кино снимаются, и в качестве ведущих их можно узреть. Смотря на их, понимаешь, что отсутствие времени - слабенькая отговорка.
- Что представляет собой основанная вами компания «Телемастерская Production House»?
- За 2,5 года существования «Телемастерская» успела поработать во всех форматах: и большие форматные шоу, и информационные, и развлекательные проекты. Считаю нашим огромным фуррором, что нам в аутсорсинг на неизменной, а не сетовой базе, доверили создание утренного эфира для большого государственного вещателя. Програмку «Жана кун» на телеканале «Хабар» мы делаем с марта 2014 года, провели ребрендинг, переформатировали и достигнули пятикратного роста рейтинга и толики. И это еще не все. Каждодневная программа просит к для себя неизменного внимания и уже с 5 января 2016 года, в типичном новеньком полусезоне мы представим нашим зрителям ряд высококачественных конфигураций.
- Что было и что стало?
- Числа были не чрезвычайно, потому расти было нетрудно. У их рейтинг был 0,3−0,4, толика 3−4 процента. Мы на данный момент генерим двухчасовую програмку - за нее средний разъем брать не чрезвычайно корректно: чрезвычайно скачет зрительское внимание. Потому я скажу о пиковых цифрах. Рейтинг 2,2 - наиболее чем в 5 раз, толика иногда доходит до 35 процентов. Еще есть один проект, тоже выходит на «Хабаре». Это каждодневное кулинарное шоу «Магия кухни», оно изготовлено по другому принципу: мы отыскали средства у партнеров, на их производим, канал располагает. В целом мы в будний день на «Хабаре» закрываем 150 минут телевизионного вещания. Коллеги с «Доброго утра» Первого канала российского, как я знаю, так и именуют себя - телеканал «Доброе утро» на Первом канале. Так что, на самом деле, с нашими размерами мы - телеканал в телеканале.
- На каких еще каналах выходят ваши передачи?
- Мы делаем ряд еженедельных программ на разную тему для интернационального телеканала Kazakh TV. Самая увлекательная - мы ее с партнером выдумали, я ее веду - именуется The World of Startups. Она про IT-стартапы, в каждой програмке кроме новостей у нас есть герой - казахстанец, который достиг высоты тут либо зарубежом, его идеи уже начали монетизироваться либо получили большие инвестиции для реализации. За два года мы успели поведать уже 106 таковых историй.
- Просто отыскивать героев?
- Непросто. Активно сотрудничаем с IT-коммюнити, госорганами и всеми, кто сиим занимается. Темы и герои уже время от времени приходят самотеком через странички программы в соц сетях. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем стартаперам - находите нас в VK и FB, пишите, мы попытаемся о вас поведать всему миру!
- Почему вы гордитесь конкретно сиим проектом?
- У нас чрезвычайно нередко обожают критиковать Казахстан за отсутствие креативной экономики, за направленность экономики на экспорт и отсутствие мозгов. Мы с сотрудниками доказываем это фактажом и сами убеждаемся, что «их есть у нас», и за границей наших ребят ценят.
- Есть ли история зацепившая?
- Чрезвычайно много. Из крайних - казахстанские ребята выдумали клипсу, которая 6−7 раз в день через кровоток в ухе автоматом снимает показания для пользователей-диабетиков. Диабетиков таковой группы у нас в Казахстане наиболее 20 тыщ. Я этому проекту прочу огромное международное будущее.
- Будет ли «Телемастерская» смещать фокус с обычного телевидения на веб?
- Пару лет назад у гендиректора Первого канала Константина Эрнста была программная статья, что ассоциировать либо стравливать, кто умрет, а кто остается - веб либо ТВ - нет смысла. Это всего только метод доставки контента. Через 100 лет, быть может, люди в глазу собственном будут глядеть контент, но человек будет все равно выбирать только то, что ему любопытно. Мы можем создавать продукт для веба, но дешевеньким сделать его не получится: нужна техника, люди и т. д. Создавать дешево по телевизионным технологиям не получится, ежели нужен крутой продукт. Ежели продвигать его только в казнете, то вложенные средства оправданы не будут.
- И какие у вас планы?
- Продолжать сотрудничать с телеканалами по их заказу. Они задают вектор, мы в рамках направления делаем креатив. Создавать высококачественный продукт за по-настоящему вменяемые средства. Мы с самого начала по этому принципу работаем. У меня нет задачки сделать один большой проект, срубить на нем 100 процентов маржинальности, и до последующего года отдыхать.
- Какая маржинальность у ваших проектов?
- Низкая чрезвычайно. Около 5 процентов. Но за счет размеров мы можем выживать. Программа «Жана кун» для нас - имиджевая, там компания фактически ничего не зарабатываем. Коллеги по рынку удивляются: «Как вы это делаете?» Мы просто берем и все средства туда вбухиваем!
- Как отразилось на вашей компании свободное плавание курса тенге?
- Фактически все телеканалы опосля всех этих событий чрезвычайно сильно попали, ведь есть годовое бюджетирование, в каком довольно суровую долю расходов занимает закуп у заграничных мейджоров - а они продают в баксах и евро. Ежели тенге обесценился на 45 процентов, то они не в состоянии сделать такую скидку в собственной валюте. Нас немножко затронуло - мы закрывали один проект с Fremantle Media. После чего мы со всеми без исключения начали говорить в тенге. К примеру, наши подрядчики по звуку молвят: «Коллеги, мы привыкли считать в баксах, давайте скорректируем». Нам пришлось с ними проститься, находить остальных. Также, когда идет речь о каких-либо съемках в регионах, мы закончили отправлять людей в командировки - ищем экспертов на местах. Потому что Kazakh TV - телеканал трехъязычный, то у нас ряд английских дикторов в Канаде находятся. Они понизить стоимость на свои сервисы не могут, потому мы обязаны находить наиболее дешевенькие варианты. Знаю, что чрезвычайно сильно изменение курса тенге коснулось тех коллег, которые делают программы о путешествиях либо лишь выпускают форматные продукты.
- А что будет в 2016 году?
- 2016-й год будет показательным. Может быть, в целом каналам станет совсем ясно, что проще и дешевле приобрести контент, чем создавать его самим. В целом, когда мы говорим о телепродукции, то нужно разделять на 2 сектора - то, что делают каналы своими силами и аутсорс. У аутсорса, на мой взор, огромное будущее. В России есть примеры, когда весь продукт у ряда каналов производился в аутсорсе. На мой взор, безупречная картина телеканала - это маленькой кабинет менеджмента, креативных и технических служащих, все другие - аутсорс.
- С 1 января в Казахстане вступает в силу запрет на рекламу на иностранных каналах, транслируемых в кабельных каналах. Как это отразится на рынке, на ваш взор?
- Есть противоречивые представления, но, на мой взор, - ежели больше маркетинговых средств пойдет на казахстанские эфирные каналы, для нас как для производителей это наиболее уютно. Думаю, что в плюсе будет все - и производители, и рекламодатели, и телеканалы, и зрители. Еще есть увлекательный тренд - украинские коллеги на медиасаммите говорили про него. Жанровый срез казахстанского телевидения довольно узенький и его нужно расширять. Экспериментировать небезопасно, но маленькими вбросами нужно.
- Какой жанр для вас кажется самым многообещающим?
- Есть увлекательный формат Welcome Home, он принадлежит компании Fremantle Media. На данный момент с одним каналом мы прорабатываем его. Он не мега дорогой в производстве, но каких-либо средств стоит. Люди собираются и делают ремонт собственной школьной учительнице либо пожилому другу - отправь посодействовали, сделали своими руками, за собственные средства. Фишка не в том, как экономить, как правильно потреблять. Это чрезвычайно по-казахски, собраться всем вкупе, асар.